В Фонд социального страхования РФ сдаются два вида отчетов:
- Форма 4-ФСС (отражает размер взносов, выплаченных сотруднику из-за профзаболеваний и травмоопасности). Отчет по данной форме является обязательным, даже если в отчетный период соответствующих отчислений не было, или когда директор – единственный работник в фирме. Исключение - ИП без наемных работников.
- Подтверждение основного вида экономической деятельности. Его должны сдавать работодатели, уплачивающие взносы за травматизм. Отчет включает в себя 2 бланка: справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и заявление о подтверждении деятельности. С недавнего времени данное подтверждение можно подать прямо через «Астрал Отчет».
- По временной нетрудоспособности;
- По беременности и родам;
- Женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- Пособие при рождении ребенка;
- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
- Медицинское учреждение при выписке пациента создает ЭЛН и передает его в ФСС, пациенту выдается номер больничного листа
- Пациент передает номер работодателю
- В свою очередь, бухгалтер работодателя получает ЭЛН от ФСС по номеру, предоставленному работником, заполняет данные для расчета пособия и отправляет в ФСС.
- В реестре документов в ФСС нажать «Создать» и выбрать «Запрос ЭЛН».
- В окне «Формирование запроса на получение ЭЛН из ФСС» ввести номер ЭЛН и СНИЛС сотрудника.
- Далее выбрать «Принять».
- После формирования отправить запрос (с помощью Мастера связи).
- Через некоторое время проверить статус запроса (нужно нажать на Мастер связи).
- Приступать к работе с ЭЛН можно после того, как ФСС пришлет успешно обработанный запрос.
- Для обработки запроса в реестре ФСС надо выбрать сформированный запрос и нажать «Сформировать реестр».
- При выборе «Реестра сведений для выплаты пособия» будет открыта соответствующая форма. После ее заполнения и выгрузки можно переходить к заполнению Реестра ЭЛН (данные работодателя). Для этого нужно нажать кнопку «Реестр ЭЛН».
- Такой же переход к заполнению Реестра сведений для выплаты пособия реализован и для Реестра ЭЛН (данные работодателя). После его заполнения также необходимо нажать «Выгрузить».
- Выгруженный реестр отправляется в ФСС с помощью «Мастера связи».
Подробную информацию о подтверждении основного вида экономической деятельности страхователя и его подразделений можно посмотреть на портале Госуслуги.
Форма предоставления отчетов зависит от количества работников в организации. Если их меньше 25, то отчетность можно сдать и в бумажном, и в электронном виде. Если более 25 – только в электронном (это быстрее, удобнее, да и проверять на наличие ошибок и пропущенных строк электронную форму гораздо легче).
К слову, об ошибках. Коды и их расшифровки можно посмотреть здесь.
А проверить отчет перед сдачей – с помощью нового бесплатного сервиса.
Недавно ФСС взял в реализацию пилотный проект «Прямые выплаты» (прямые социальные выплаты застрахованным лицам, см. Постановление Правительства РФ № 294 от 21.04.2011 г.). Проект реализуется не во всех регионах, но Нижегородская область входит в число участников.
В рамках него страхователи сдают в ФСС реестры сведений о назначении и выплате социальных пособий в электронном виде (подписанные электронной подписью), а сами пособия выплачиваются региональным отделением ФСС по месту регистрации страхователя.
В частности, предоставляются реестры сведений по следующим пособиям:
Для передачи в ФСС данных для выплат нужно, чтобы сотрудник принес соответствующие документы (допустим, больничный лист) и заполнил заявление на выплату пособия.
Далее работодателю в течение 5 рабочих дней необходимо заполнить реестр сведений по сотруднику (или сотрудникам), подписать его с помощью электронной подписи (ЭП) и отправить на портал ФСС.
Там реестр проверяется на правильность и полноту, и, если ошибок нет, ФСС в течение 10 дней принимает решение о начислении и выплате сотруднику указанного пособия, а затем выплачивает его выбранным работником способом.
Помимо бумажных больничных листов медицинские учреждения могут выдавать электронные больничные листы нетрудоспособности (ЭЛН).
Схема выдачи ЭЛН следующая:
В ПО «Астрал Отчет» есть возможность формирования листа нетрудоспособности как вручную, так и по запросу в ФСС.
Важно: в регионах, участвующих в пилотном проекте, страхователям необходимо формировать и Реестр ЭЛН (данные работодателя), и Реестр сведений для выплаты пособия. В регионах, работающих по зачетной системе, страхователям достаточно сформировать Реестр ЭЛН (данные работодателя) и отправить в ФСС.
Рассмотрим оба варианта формирования электронного листа нетрудоспособности.
1. Создание запроса ЭЛН.
Для запроса и последующего заполнения ЭЛН необходимо:
2. Обработка запроса ЭЛН.
С целью повышения удобства обработки полученного от ФСС листа нетрудоспособности разделено формирование Реестра ЭЛН (данные работодателя) и Реестра сведений.
Готово!
Когда знаешь все нюансы, взаимодействие с контролирующим органом становится более простым и понятным. А еще всегда можно спросить у тех, кто точно в этом разбирается.
Узнать больше о формировании, выгрузке, отправке отчетов и электронных больничных в ПО «Астрал Отчет» можно у наших специалистов.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.